Главная » Статьи » Мои статьи

Классный руководитель – архитектор классного коллектива, где комфортно каждому.

Классный руководитель – архитектор классного коллектива, где комфортно каждому

Формирования классного коллектива младших школьников является для многих учителей, и меня в том числе, одной из важнейших целей моей работы.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

С древнейших времен до современности опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы ориентировали педагогов на создание комфортных условий для воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самореализации. Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Младший школьник формируется как личность в процессе общения со своими сверстниками, так как в данный период большая часть его жизни проходит в школе, в дополнительных образовательных учреждениях. Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы общение и взаимоотношения младших школьников происходили в комфортных и благоприятных условиях для каждого.



Формирование коллектива детей младшего школьного возраста

Прежде чем говорить о формировании коллектива детей младшего школьного возраста, необходимо знать некоторые возрастные особенности этой группы. К данной возрастной категории относятся дети 6–10 лет, которых ждут решительные изменения в их деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Их ведущей деятельностью становится учение, появляются новые обязанности. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно происходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и другие). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для формирования толерантной личности.

В нашей системе образования главной формой организации воспитания в школе является коллектив детей определенного возраста, где формируется каждый ребенок. И от правильной организации коллектива будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка, его отношение и польза общества.

В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»:

1)любая организованная группа людей;

2)только высокоорганизованная группа.

Я под словом «коллектив» понимаю объединение учеников, которое отличается рядом важных признаков:

  • общая социально значимая цель;

  • общая совместная деятельность для достижения поставленной цели;

  • отношения ответственной зависимости, то есть не только рабочее сплочение, но и моральное единение;

  • общий выборный руководящий орган.

По мнению А.С. Макаренко, чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь, который определяется несколькими этапами:

а) первоначальное сплочение, то есть под руководством воспитателя – педагога определяется общая цель, выделяется и начинает свою деятельность актив коллектива;

б) усиливается влияние актива, то есть не только поддерживает требования педагога, но и предъявляет свои к членам коллектива. Важно, чтобы интересы актива и всего коллектива совпадали и стремились к достижению цели.

Остальные стадии характеризуют расцвет коллектива, когда возникают и сплачивают коллектив большие и малые традиции, которые украшают жизнь.

На всех рассмотренных стадиях постепенно формируются и отношения между детьми. Сначала каждый из них старается найти друзей на основе общих интересов, а затем становится важной их деятельность, которая приносит пользу другим людям.

Ключевым вопросом в теории коллектива всегда был и остается вопрос взаимодействия коллектива и личности ребенка. Конечно, коллектив становится педагогической ценностью, но он ведь не самоцель, а лишь инструмент развития личности. Нельзя забывать и о том, что ребенок испытывает самые разнообразные влияния массового коллективного и группового и индивидуального характера, механизмы воздействия которых на личность отнюдь не идентичны.

Взаимовлияние коллектива на ребенка и ребенка на коллектив многогранно и в равной степени зависит как от характеристик коллектива, так индивидуально – психологических особенностей входящих в него детей.

Вряд ли стоит ждать быстрых прорывов в решении проблем создания детских коллективов, но их, наверное, и не должно быть. Нужна кропотливая теоретическая и практическая деятельность с четким пониманием и адекватной интерпретацией того, что происходит в детской среде сегодня.

В коллективе детям комфортно тогда, когда каждый ребенок становится ценностью для всех.

Появляется больше возможностей для самовыражения, проявления творческих задатков. Так как творчество – это постоянное движение мысли, поиск и борьба, муки и радости познания, поэтому в творчестве нет застоя, есть постоянный прогресс. Деловые эмоционально–психологические отношения в коллективе в это время гармонично связаны между собой.

А.С.Макаренко большое значение придавал стилю внутриколлективных отношений, которые строились на взаимоуважении. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал:

  1. мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

  2. ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

  3. дружеское единение его членов;

  4. ощущение защищенности каждого члена коллектива;

  5. активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному действию;

  6. привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

О характере взаимоотношений в коллективе можно судить по общению между членами коллектива.

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах Сэнт–Экзюпери – великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него общение и к чему это направляет его волю.

Коллектив – это очень чувствительный инструмент. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя: точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает каждого ученика (воспитанника) взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой – а с этого по существу, начинается настоящее воспитание, – является личность педагога (воспитателя), его идейные убеждения, богатство его духовной жизни.

Ш.А.Амоношивили считает, что эффективное воспитание детей младшего школьного возраста зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными:

  1. любить детей такими, какие они есть;

  2. уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними;

  3. необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания, то есть педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития;

  4. учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально–этические нормы не доходят до детей в отобранном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Этой же позиции придерживается и В.А.Сухомлинский, который учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности ребенка. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение к себе.

В современной педагогике комфортные условия в коллективе рассматривается в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности.

Как в отечественной, так и в зарубежной педагогике есть немало примеров идеальных детских сообществ, обеспечивающих развитие уникальности каждого ребенка – члена коллектива, выступающих за уважение его точки зрения, утверждения чувства собственного достоинства и возвышение авторитета личности. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития, остается важнейшим инструментом воспитания. Там же, где не утвердилась атмосфера защищенности, взаимного самоуважения, нетерпимости к грубым, унижающим человеческое достоинство отношениям между людьми, детское сообщество остается толпой, группой, чем угодно, только не коллективом.

Воспитательная работа в классе

Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимся увлекательной и захватывающей.

Воспитательная работа гимназии имеет несколько направлений, которые состоят из мероприятий, направленных на всесторонне развитие личности. Основными направлениями являются следующие направления.

  1. «Ученик – патриот и гражданин».

Главная цель: воспитание патриотизма. Задачи: воспитание любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет. Основными формами внеклассной работы этого направления для младших школьников являются беседы и викторины.

Планируя мероприятия по этому направлению, я не могу не опираться на традиционные общешкольные, такие как: «Вахта памяти», «Неделя защитника отечества», «Смотр строя и песни», «Встреча с ветеранами», акция «Спешите делать добро», «День рождения В.Ф. Горячева», «День Конституции» и другие. Беседы на классных часах: «Кто я? Кто мы?», «Я выбираю сам», а также ежегодная экскурсия и возложение цветов у памятника погибшим в Великой Отечественной войне летчикам в п.Удельная; час поэзии «Мне о России надо говорить», час путешествия по историческим страницам «Мне посчастливилось родиться на Руси» и другие.

  1. «Ученик и его интеллектуальные возможности».

Главная цель: осознание значимости развитого интеллекта. Задача: Овладения учащимся навыками учебной деятельности. Основными формами являются беседы, интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, экскурсии в музеи, посещение выставок и другие.

Общешкольные мероприятия, в которых коллектив принимал участие: Международная игра «Русский медвежонок», Международная игра «Кенгуру», «Золотое руно», «Неделя детской книги», предметные олимпиады, «Интеллектуальный марафон».

Были проведены и классные мероприятия, например, «Занимательное естествознание», «Математическое лото», викторина «Знания – сила», «Чудеса народного искусства», «Книга – лучший друг». Также участвовали в театрализовано–игровой программе по творчеству К.И. Чуковского «Федорино счастье», посетили театр им. А.С. Пушкина в Москве, Гжельский музей и другие.

  1. «Ученик – и его здоровье».

Главная цель: формирование и понимания значимости здоровья и здорового образа жизни. Задача: развитие навыков организации учебного и свободного времени. Формы внеклассной работы: спортивные секции, походы выходного дня, викторины, конкурсы.

В нашем классе 60% учащихся посещают разного рода спортивные секции и кружки (спортивное ориентирование, спортивные танцы, баскетбол, греко–римская борьба, бассейн, гимнастика). Конечно же, принимаем участие в общешкольных мероприятиях: «День здоровья», который проходит каждую четверть; акция «Внимание – дети!», «День защиты детей» и другие. Но и в классных мероприятиях мы не забываем о своем здоровье, проводя ежедневные прогулки, физминутки на уроках, а также беседы: «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Режим дня», «Один дома», «Умеем ли мы правильно питаться», «Как сохранить зрение», «Радуга здоровья», «Поход выходного дня», «Детские забавы совместно с родителями».



  1. «Ученик и карьера».

Главная цель: создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности. Задачи: создать условия для формирования карьеры ученика, вовлекать учащихся в активную жизнь гимназии, в социуме, в общественных организациях. Формы: детское движение «Маленькая страна». (Отряд «Радужные нотки». Девиз: «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!». Песня «Вместе весело шагать» (В.Шаинского)).

Классные мероприятия: «Учимся быть организованными» (игровой час), «Труд в почете любой! Мир профессий большой!»

  1. «Ученик и самоуправленческая деятельность».

Главная цель: самоопределение и самореализация школьника, формирование у детей опыта бесконфликтных деловых взаимоотношений. Задачи: создание условий для развития организаторских качеств учащихся, воспитание у учащихся ответственности за общее дело, требовательности, формирование умения оценивать деловые качества товарищей. Формы внеклассной работы: собрания, конкурсы, совещания старших, сборы, беседы и другие. Общешкольные мероприятия: «Выбор нового актива», «Новогодние праздники», «Весенний трудовой десант» и другие.

В классе проводились выборы в органы самоуправления (по желанию учащихся) по следующим поручениям: творческий, спортивный, учебный, санитары, библиотекари, правопорядок, цветоводы и организаторы, а также были выбраны староста класса и главный дежурный. Поручения имеют сменный характер. В конце каждой четверти мы проводим итоги работы органов самоуправления, выявляем плюсы и минусы, даем друг другу рекомендации на будущее. Принимаем также участие в фантастическом проекте «Моя гимназия в будущем» и другие.


  1. «Общение и досуг».

Главная цель: формирование навыков культуры поведения. Задачи: научить общаться друг с другом. Формы внеклассной работы: художественные студии, концерты, конкурсы художественного творчества и искусства.

Общешкольные мероприятия: «Театральный фестиваль», «Новогодняя карусель», «Учителями становится Россия» и другие. Наш класс имеет музыкальный профиль. Несколько раз в неделю мы ходим в музыкальную школу. Поэтому большая часть этого направления – это конкурсы разного уровня, концерты, выступления. Многие ученики класса осваивают несколько музыкальных инструментов и индивидуально участвуют в конкурсах.

Традиционными уже становятся: Ежегодный большой отчетный концерт музыкальной школы в ДК «Победа», областной конкурс «Весенние нотки», выступления для учителей к профессиональному празднику и Международному женскому дню.

7) «Ученик и его семья».

Главная цель: формирование у детей понятия доброты и поддержки. Задачи: создание условий для активного взаимодействия семьи, гимназии и общественных организаций; пропаганда положительного опыта воспитания детей в семье, привлечение родителей к совместной досуговой деятельности и другие. Формы внеклассной работы: тематические классные часы, спортивные состязания, традиционные праздники, экскурсии, походы выходного дня и другие.

Общешкольные мероприятия: акция «Спешите делать добро», в ходе которой наш класс помог детям из Детского дома средствами для личной гигиены, игрушками, книгами и другими; акция «Ветеран живет рядом» и другие.

В классе традиционными являются «Новогодние огоньки», «Праздник для пап и сыновей», «Праздники для мам и дочерей», «День именинника», «Оформление портфолио класса». Кроме того проводятся родительские собрания различной тематики, частые индивидуальные беседы и консультации с родителями. В нашем коллективе очень важное место отводится также и формированию нравственных качеств каждого ученика на основе его культуры поведения, используя для этого чаще всего беседы, тематические классные часы и праздники. Принимаем участие в акции «Спешите делать добро».

В начальной школе провести нравственный классный час непросто. Ребятам трудно слушать нравственные назидания, поэтому я стараюсь строить его на жизненных ситуациях и примерах из жизни, художественных произведениях, фильмах, периодической печати и т.п. Например: беседа «Что значит быть добрым?», «Подари другому радость», «Как нужно дружить», «О лени и лентяях», «О жадности и жадных».

Детское объединение «Маленькая страна»

Девиз: Маленькая страна – светлые мечты,

Маленькая страна– это я и ты!

Речевка: Раз, два – маленькая страна,

Три, четыре – мы солнышко в мире,

Пять, шесть – нас не счесть.

Основная идея программы заключается в том, что каждый отряд «строит» свой город. Из этих городов создается «страна». Жизнь «страны» координирует совет объединений. Чтобы город стоял на земле, мы должны заложить фундамент. Изучение родного края, его истории, обычаев наших предков – все это объединяет направление «Домострой». Оно также охватывает такие понятия как дом, моя семья, моя личность, школа. Воспитание патриотизма – основа этого направления.

«Домострой»

Задачи: привлечение внимания ребят к изучению родного края, его истории, воспитание нравственных идеалов добра и справедливости, патриотизма.

В рамках этого направления мы можем провести такие КТД как: «Предание давно минувших лет» показывающие как в старину отмечали народные праздники (Масленица, Святки и т.д.) игровые программы «Русский сувенир», «В гостях у русских мастеров», в процессе подготовки которых ребята не только знакомятся с народными промыслами, но и своими руками готовят поделки для выставок. Для того, чтобы ребята более полно раскрыли свои творческий и актерский потенциалы, проводятся праздники «В гостях у сказки», «Театральный фестиваль», «Осенний бал». Не забывают ребята и о ветеранах ВОВ и труда, поздравляют их с праздниками, организовывая для них концерты. Вспоминают день рождения В.Ф Горячева, чье имя носит наша гимназия. Участвуют в литературномузыкальной композиции «Вспомним героев своих».

«Классная компания»

Задачи: развитие чувства товарищества, милосердия, доброжелательности, самостоятельности и творчества.

КТД: игровые программы, посвященные дню 8 марта, дню космонавтики, Новому год.

«Экомир»

Задачи: воспитание экологической культуры детей.

КТД: викторины, игры на экологическую тему: операция «Кормушка», конкурс плакатов « Природа – наш дом».

«Каруселька»

Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни.

КТД: проведение игр, викторин, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни: спортивные праздники, эстафеты «Веселые старты».

«За околицей»

Задачи: способствовать самостоятельности и творческой активности детей, формированию восприятию прекрасного.

КТД: работа школы актива, встреча с интересными людьми, выполнение самоделок из природного материала, выставки рисунков, творческие работы учащихся.

Ожидаемые результаты:

1. У учащихся будут сформированы навыки самоуправления в детском коллективе;

2. Учащиеся научатся общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

Диагностика детского коллектива

Основными задачами диагностики являются в начальной школе являются:

определение уровня развития ребенка;

обнаружение изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую и худшую сторону;

увидеть норму и отклонения ( ориентируясь на модель выпускника начальной школы);

установить причины изменений;

выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая диагностические методики, я руководствуюсь следующими критериями:

возраст учащихся;

особенности формирования детского коллектива;

готовность учащихся к диагностическому исследованию;

степень взаимодействия учащихся и педагога.

Работая с диагностическими методиками, я придерживаюсь следующих правил:

содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.


По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителей.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа с учеником (собеседование, интервьюирование), с родителями, педагогами, наблюдение, анкетирование, тестирование, сочинение, педагогический консилиум, графический и рисуночный тесты и др.

Метод беседы, например, является одним из главных методов педагогической диагностики, которую можно применить на классном часе. (см. приложение 1). Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как и с самим ребенком, так и со взрослыми, входящими в его окружение.

Наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы, класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения взаимодействия с педагогами и родителями.

Приведем примеры диагностических методик изучения детского коллектива для каждой возрастной группы младших школьников.

  1. Диагностическая методика «Подарки в первом классе.

Я прошу учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика и рядом предмет, который он получает в виде подарка. Например, так:

Таня – книга,

Лена – ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика. И какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

  1. Диагностическая методика пьедестал во втором классе.

Учащимся класса раздаю листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

  1. Диагностическая методика «Аукцион» в третьем классе.

Учащимся класса раздаю листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный, безответственный, активный, неактивный. Если учащиеся не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить значение каждого прилагательного.

Категория: Мои статьи | Добавил: мама (05.12.2011)
Просмотров: 2297 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Rendered Image