Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
    Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение.
    Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
    Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
    Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.
    В статье предлагаются различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.
Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»:
- Какие слова  из этой сказки тебе не совсем понятны?
- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?
- Попытайтесь объяснить, например, слова:
     не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала.
Задание 2 – понимание фактического содержания.
Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:
- Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию
                   отечеством,
                   родиной,
                    матерью.
Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения.
Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»:
- Прочитай заголовок следующего произведения.
- Подумай, о ком оно.
- Страшное или нет?
- Сказка или рассказ?
Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.
Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка».
После чтения рассказа:
- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ.
1) Ваня испугался.
2) Ваня рассердился.
3) Ване стало стыдно и обидно.
Задание  5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте.
Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»
- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это.
- Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом.
На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания.
Задание 6подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).
Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения.
Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева  «Две лягушки».
    Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа:
- Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»).
- Что бы ты  хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»).
   Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся  учащиеся, тем сложнее и объёмнее  тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.
Категория: Мои статьи | Добавил: мама (03.03.2012)
Просмотров: 5851 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Rendered Image