Главная » Статьи » Мои статьи |
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
Одним из требований, предъявляемых программой к чтению, является осознанное чтение. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарём;- отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - определять эмоциональный характер текста; - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; - опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; - определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; - уметь прогнозировать содержание читаемого; - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; - работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; - выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте;- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному. В статье предлагаются различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения. Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста. - Какие слова из этой сказки тебе не совсем понятны? - Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? - Попытайтесь объяснить, например, слова: не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала. Задание 2 – понимание фактического содержания. Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:- Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию отечеством, родиной, матерью. Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения. Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»:- Прочитай заголовок следующего произведения. - Подумай, о ком оно. - Страшное или нет? - Сказка или рассказ? Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей. Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка».После чтения рассказа: - Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ. 1) Ваня испугался. 2) Ваня рассердился. 3) Ване стало стыдно и обидно. Задание 5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте. Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это. - Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом. На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания. Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения). Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения. Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева «Две лягушки».Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа: - Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»). - Что бы ты хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»). Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п. | |
Просмотров: 5851 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |